До конца 2021 года в Казахстане планируется перевести недропользование в цифровой формат. Использование интернета вещей и интеграция с единой информационной системой учета нефти ожидается для 95% отечественных нефтегазовых предприятий.
Недропользование является одним из основных драйверов реального сектора экономики Казахстана. И переход на ресурсосберегающий и высокотехнологичный уровень развития, а также оптимизация всех имеющихся активов и текущих рабочих процессов, о чем неоднократно говорили Нурсултан Назарбаев и Касым-Жомарт Токаев, приобретает особую актуальность.
Вместе с тем национальная компания «КазМунайГаз» всегда ставила во главу угла внедрение принципов цифровой трансформации и интеграции информационных технологий непосредственно в производство. Об этом свидетельствует создание и запуск региональных баз данных цифровых месторождений, которые уже сегодня значительно снижают затраты на геологоразведку и добычу, повышая эффективность управления запасами, добычей и переработкой сырья.
Интеграция в единую систему стала возможной благодаря разработанной стратегии компании вкупе с применением современных компьютерных технологий, открывающих практически безграничные перспективы развития для отечественной нефтегазовой отрасли не в заоблачном будущем, а уже здесь и сейчас.
О модели трансформации нефтяной сферы, проектах цифровизации, текущих и предстоящих переменах в деятельности компании рассказал председатель правления АО НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев.
Алик Серикович, расскажите, как возникла идея разработки и внедрения Программы цифровой трансформации КМГ?
— Мы уже вошли в эпоху четвертой промышленной революции (Industry 4.0). Весь мир сегодня внедряет инновационные технологии в самых разных сферах деятельности, и наша компания не стала исключением, представив новое видение реализации действующей программы трансформации. В 2019 году советом по управлению фондом под председательством первого президента Республики Казахстан — Елбасы Нурсултана Назарбаева был одобрен широкомасштабный переход к цифровой трансформации. В итоге КМГ совместно с фондом «Самрук-Казына» сформировали единый подход к внедрению цифровой трансформации в производственный цикл.
Главная цель этой программы – повышение операционной эффективности и стоимости компании за счет совершенствования бизнес-процессов, цифровизации производства, повышения уровня компетенций работников. Мы ставим акцент на трансформацию как на один из приоритетных и эффективно действующих инструментов для достижения целей развития компании.
Активными темпами мы продолжаем работу над сокращением эксплуатационных расходов в отрасли, повышением прозрачности текущих бизнес-процессов, развитием культуры постоянных улучшений и внедрения цифровых решений на производстве.
Давайте чуть подробнее остановимся на проводимой работе в области разведки и добычи нефти. Что конкретно вам даст внедрение цифровизации на практике? И каковы ожидания в технологическом и экономическом русле на ближайшую перспективу?
— Применение современных цифровых технологий обеспечивает нам конкурентное преимущество, поскольку Big Data, машинное обучение и искусственный интеллект способны существенно повысить эффективность всех бизнес-процессов компании – от добычи и переработки нефти до сбыта произведенной продукции конечному потребителю.
Например, внедрение технологии «Интеллектуальное месторождение» позволяет оперативно контролировать работу производственного оборудования в режиме онлайн, что способствует повышению эффективности работы скважин, сокращению эксплуатационных расходов и др. Рост добычи на месторождениях выше там, где используется технология. Эта разработка позволяет сократить время на ремонт скважин, исключает простой оборудования и увеличивает их коэффициент загрузки.
То есть подобные IT-продукты уже на практике демонстрируют свои преимущества?
— Безусловно. В пилотном режиме проект «Интеллектуальное месторождение» реализован в АО «Эмбамунайгаз» на месторождении «Уаз», где сформирована цифровая модель для 7 месторождений ЭМГ. В рамках проекта установлены интеллектуальные станции управления, которые в онлайн-режиме фиксируют отклонения показателей на каждой скважине, а также контролируют работу ремонтных бригад. Всего с 2018 года совокупный эффект от реализации проекта «Интеллектуальное месторождение» превысил 1,5 млрд тенге.
Уже в 2023 году мы планируем завершить работу по цифровизации рентабельных месторождений. Параллельно мы продолжаем внимательно изучать новые цифровые решения, внедряемые передовыми зарубежными нефтегазовыми компаниями для своевременного выявления их успешного опыта и оперативного внедрения лучших решений в нашу практику.
В краткосрочной перспективе мы планируем запуск полномасштабной модели «Интеллектуального месторождения» с функционалом мощных аналитических систем и искусственного интеллекта. Данный проект вошел в состав программы «Цифровой Казахстан».
Подчеркну, что цифровизация сейчас у нас охватывает все ключевые направления деятельности: разведку, добычу, переработку и транспортировку нефти и газа. Было принято решение внедрять её поэтапно, с учетом уровня подготовленности специалистов, повышения цифровой грамотности и степени готовности действующих систем автоматизации. Такой подход обеспечит нам нужный уровень цифровизации активов и окажет положительное влияние на операционную эффективность компании.
Масштабным проектом стало создание единой цифровой платформы ABAI. Что послужило предпосылкой для реализации этой информационной системы и каковы ее возможности и перспективы?
— Отсутствие своевременных решений для корректной работы с огромным массивом производственных данных и стало главной причиной создания этого инструмента. Количество информации растет большими темпами из года в год. И все, что было в нашем распоряжении, строилось на старых технологиях, с использованием табличных баз данных, без возможности проведения аналитических работ. Для решения отдельных задач мы обращались к многочисленным специализированным разрозненным информационным продуктам, данные которых не были интегрированы друг с другом, поэтому часто приходилось заново формировать информационную базу под нужды каждой задачи по отдельности. А это не только занимало много времени, но и часто приводило к неэффективному использованию финансовых и человеческих ресурсов компании.
Так родилась идея создания единой информационной платформы, позволяющей централизовать хранение всей производственной информации в единой базе и обеспечить ускорение агрегации, обработки и визуализации данных без применения дополнительного программного обеспечения. ABAI в полной мере соответствует всем нашим ожиданиям и требованиям.
Система консолидирует данные блока разведки и добычи нефти в одном информационном пространстве с применением технологии Big Data. Этот IT-продукт позволяет анализировать большой массив данных, применять искусственный интеллект для решения комплексных задач и представлять результаты анализа в наглядном и удобном виде.
Платформа ABAI создана отечественными специалистами только под нужды КМГ?
— Эта система действительно является полностью отечественной разработкой, но она может быть интегрирована и с другими предприятиями. Например, в периметре проекта помимо дочерних компаний КМГ есть несколько совместных предприятий, а значит, наши зарубежные партнеры верят в эффективность и качество ABAI.
Как работает эта система?
— Она состоит из десятков автономных модулей, при разработке которых применяются математические алгоритмы, машинное обучение и искусственный интеллект. Уже разработаны и протестированы пять пилотных модулей: «База данных ABAI», «Центр визуализации», «Мониторинг осложнений», «Технологический режим» и «Подбор глубинно-насосного оборудования».
Например, модуль «Технологический режим» просчитывает потенциальные максимальные показатели добычи на скважинах при имеющихся геолого-технических условиях (забойное давление, конструкция скважины и др.). И у нас уже есть первые результаты — за 2 месяца тестирования алгоритма уже получен прирост добычи — 266 тонн на 11 скважинах компании «Казгермунай».
Другой модуль — «Мониторинг осложнений» — внедряется в пилотном режиме в «Озенмунайгазе», где из-за агрессивных условий добычи актуален вопрос защиты от коррозии. Чтобы замедлить износ оборудования, на групповых установках закачивают ингибиторы, замедляющие процессы окисления. Модуль позволяет применить адресный подход к закачке и определить точную дозировку ингибиторов с учетом фактической скорости коррозии, в итоге повышается надёжность оборудования (за счёт роста эффективности ингибитора) и сокращаются расходы на химреагенты. По итогам тестирования всего на двух установках за полтора месяца сэкономлено более 12 млн тенге.
В целом ABAI призван стать неким отраслевым стандартом по цифровизации основных процессов разведки и добычи от разведки и бурения до эксплуатации и оценки экономического эффекта. Ожидается, что при полномасштабном внедрении системы операционные затраты наших дочерних организаций снизятся на 2-3%.
Совместно с Казахстанско-Британским техническим университетом КМГ также разработала и аналитическую систему по мониторингу информации в сфере переработки нефтепродуктов. В чем заключается задача этого продукта?
— На базе этого решения в столице запущен диспетчерско-аналитический центр, который контролирует деятельность казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. В режиме онлайн в центр поступает информация с трех нефтеперерабатывающих и битумного завода Caspi Bitum по производству нефтепродуктов, их транспортировке и реализации – вплоть до каждого резервуара или железнодорожной цистерны, и данные мгновенно визуализируются.
Какое влияние сегодня оказывает внедрение цифровых технологий на деятельность компании?
– Цифровизация и автоматизация всего производственного процесса демонстрирует высокий экономический эффект благодаря, как уже было отмечено, оперативному доступу к достоверным источникам данных в разрезе наших ключевых показателей.
Благодаря цифровизации ежегодный рост производительности в перспективе, по нашим прогнозам, составит от 2-10%, рост добычи на месторождениях — 3%, сокращение производственных затрат – до 10%.
Внедрение автоматизированных технологий невозможно без интеграции людей, технологий и бизнес-процессов. Цифровизация позволяет экспертам нефтегазовой сферы эффективнее обмениваться знаниями и накопленным опытом. На промышленных предприятиях автоматизация процессов уже стала так называемым мостом для «онлайн-дискуссий» между сторонами, которые до этого не имели возможность напрямую, в режиме реального времени контактировать друг с другом. Таким образом, мы увеличиваем производительность, имеем возможность принимать более взвешенные и точные решения для достижения максимальной прибыли и минимизации весомых затрат.
Важно, что специалисты компании нас поддерживают в данном вопросе, осознавая, что цифровизация – это не синоним сокращения штата работников, а возможность своевременного распознавания имеющихся проблем и моментального реагирования на их разрешение, это снижение производственных потерь и обеспечение безопасности труда.
И, наконец, цифровизация в казахстанском нефтегазовом секторе – один из достижимых способов обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке, возможность нарастить производство и быть приспособленным к реалиям и вызовам современного мира.